Какой русский не любит быстрой езды? Стрелка тахометра взлетает в
правый сектор шкалы, бросок сцепления, визг шин... И к дыму от покрышек
добавляется едкий запах издыхающего сцепления.
ТЕМ, кто спокойно ездит на стандартных вазиках в „стандартных“
режимах в этой ситуации можно только позавидовать. Один раз за 50-60
тысяч километров они меняют серийное сцепление на такое же и не знают
никаких проблем. Совсем другое дело, когда у вас, к примеру, Mitsubishi
Lancer Evolution: здесь достаточно одного неосторожного движения педали
газа на полувыжатом сцеплении, чтобы безумный турбомотор превратил его
в облако едкого дыма.
Впрочем, и на вазиках ездят по-разному: одни таскают тяжелый прицеп
по горным дорогам, другие гоняются в ралли, третьи просто ездят по
шоссе, но под капотом мечется „форсмотор“. В любом случае „по
сцеплению“ нужен хороший запас.
„Знаем, знаем, — скажут подкованные читатели. — Единственный в этом
случае выход — использование металлокерамических дисков. Недаром
спортсмены именно так и поступают. Дело, конечно, хорошее, так ведь и
стоят они очень дорого…“ Однако и с первым, и, самое главное, со вторым
утверждением можно поспорить. Откроем, к примеру, каталог американской
фирмы ClutchNet. Что интересного? Конечно, ассортимент. Имеются и
диски, и корзины, и даже маховики практически для любых марок
автомобилей. В том числе, между прочим, и для вазиков: для „десятки“
(200 мм) и „девятки“ (190 мм). Это как раз понятно — рынок, конкуренция
и все такое.
А что еще? Помимо „традиционной“ металлокерамики ClutchNet
предлагает диски из других материалов. Вот, скажем, диски с накладками
Fiber Carbon, которые состоят из керамики, углеродного волокна и
кевлара. По своим фрикционным качествам они напоминают обыкновенные
органические, но передают на 10% больший крутящий момент без увеличения
прижимной силы корзины. Это значит, что такое сцепление будет
срабатывать, как и традиционное, плавно, но увеличит износостойкость
механизма в 2-4 раза. Это отличный вариант для слегка „подзаряженного“
автомобиля: такой диск можно смело вставлять в стандартную корзину.
У дисков ClutchNet бывают и цельнокевларовые накладки — они легко
выдерживают жесткие температурные режимы, практически не изнашивают
поверхности маховиков и корзин и сами служат очень долго, но требуют
тщательной обкатки на протяжении примерно 10 000 км. Другой
экзотический вариант —медьсодержащие накладки Copper. Они имеют очень
высокий коэффициент трения и выдерживают не менее высокие температурные
режимы. Однако они очень агрессивны и сильно изнашивают маховики и
корзины. Впрочем, в стрит- и драгрейсинге, для которых они были
разработаны, это не имеет решающего значения.
И, наконец, металлокерамика. Такие диски у CluthNet имеют больше
всего вариантов: они могут быть трех-, четырех- и шестилепестковыми. Их
назначение —экстремальная эксплуатация на предельных температурах и
нагрузках. Говорят, что сцепление этой марки уже испытывали российские
раллисты — сжечь его за два дня целенаправленных попыток не удалось
даже на боевой Subaru Impreza Turbo.
Ресурс и выносливость это хорошо. Но металлокерамика знаменита
своими резкими включениями. Не помешает ли это при городской езде?
Оказывается, нет: специально для этих целей разработан вариант с
пружинным демпфером E-Z Lоск. Кстати, и прочие типы дисков (кевларовые,
„медные“, Fiber Carbon) представлены в двух вариантах: демпфированном
городском и жестком гоночном, который обеспечивает предельно быстрое
замыкание.
В общем, ассортимент широкий. А как насчет цен? Здесь нас ждет самое
приятное: керамический шестилепестковый диск для ВАЗов стоит всего 160
долларов. Специальное предложение? Нет. Такого же типа диск для
Mitsubishi Lancer Evolution обойдется лишь на пару десятков долларов
дороже. А полный комплект с фирменной усиленной корзиной для EVO
„потянет“ от силы на 550-600 долларов. Впрочем, для производителей
такого рода продукции политика CluthNet выглядит необычно:
необязательно платить три цены за сцепление, если у вас Porsche 911.
|