До 1976 года ВАЗ выпускал единственную модель
коробки передач-2101, которую ставил на всe “жигули”. Затем появилась
КП 2121 с “повышенным” рядом, предназначенная для “Нивы” и ВАЗ-2106. В
1979 году завод освоил КП 2105 для нового семейства. Сегодня она
производится в двух вариантах (четырех- и пятиступенчатая) и идет на
все “жигули” и “Ниву. А прежние агрегаты сняли с производства еще в
1987 году. Однако запчасти к ним делали очень долго. Поэтому в продаже
до сих пор встречаются детали разных поколений. В чем их отличие?
Начнем с первичного вала. 2101 имеет 17 зубьев на ведущей шестерне,
2121 - 19 зубьев. А вариант, что ныне ставят на конвейере, насчитывает
18 зубьев (фото 1). Средняя розничная цена - 550 рублей.
Каждому первичному валу соответствует свой
промежуточный. У 2101 на венце постоянного зацепления нарезано 29
зубьев, а на шестерне первой передачи - 15. У 2121 - 28 и 15
соответственно. На венце промежуточного вала 2105 все те же 28 зубьев,
но с другим модулем (!). Чтобы не запутаться, посчитайте зубья на
шестерне первой передачи: здесь их 14. Вал 2107 предназначен для
пятиступенчатой коробки передач. Все его шестерни такие же, как у 2105.
Единственное отличие - резьбовое отверстие для крепления блока шестерен
пятой передачи и заднего хода (фото 2). Вместе с болтом его можно
купить за 520 руб.
Вторичные валы в сборе у всех “четырехступок”
взаимозаменяемы. Разница лишь в ведомой шестерне первой передачи. Их
две - универсальная для 2101 и 2121 и уникальная - для 2105. Внешне они
похожи, ведь у каждой по 33 зуба. Правда, с разным углом наклона.
Отличие в диаметре: 2101 - 96,8 мм, 2105 - 98,8 мм (фото 3).
У “пятиступки” вторичный вал свой (фото 4). Стоит он в среднем 550 руб.
Что будет
Вы решили добавить своей “старушке” пятую передачу? Если коробка
передач древняя, типа 2101 или 2121, - проще, пожалуй, сменить агрегат
в сборе. А в случае с 2105 стоит попробовать. Итак, к
четырехступенчатой коробке передач 2105 докупаем промежуточный и
вторичный валы. К последнему также - блок шестерен пятой передачи.
Набор (фото 5) состоит из ступицы (80 руб.), муфты (250 руб.), шестерни
пятой передачи с синхронизатором (330 руб.), блока шестерен пятой
передачи и заднего хода (400 руб.) и маслоотражательной шайбы (20 руб.)
(фото 6).
Промежуточную шестерню заднего хода оставляем
прежнюю, а вот ее ось придется заменить. Старая имеет две опоры - в
картере КП и задней крышке. У “пятиступки” опора в крышке отсутствует.
Модернизированная ось (45 руб.) закреплена в картере гайкой, а не
выступом стопорной пластины (фото 7). Если тратиться на новую пластину
не хочется (50 руб.), можно оставить старую, удалив выступ.
Изменился и привод переключения передач. Комплект
штоков и вилка включения пятой передачи и заднего хода (фото 8)
обойдутся в 420 руб. Плюс механизм выбора передач (фото 9) - еще 400
руб.
В старой крышке пятая передача не поместится - нужна
новая - 550 руб. (фото 10). Если у вас "Нива", поищите ту крышку, что с
заглушкой под привод спидометра (место указано стрелкой). Но и это не
все. Понадобятся новый датчик включения фонарей заднего хода - 30 руб.
(фото 11), модернизированная опора силового агрегата - 40 руб. (фото
12) с поперечиной 2107-1001100 - 40 руб. и подшипник блока шестерен -
70 руб.
Чем сердце успокоится
Новая пятиступенчатая коробка передач стоит около
8000 рублей. Затраты на самостоятельную переделку - 3900. Плюс не
поддающееся оценке моральное удовлетворение - сам делал!
|